Маковский Владимир Егорович

Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены.
Сын видного деятеля искусств Е.И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль.

С детства Владимира окружала атмосфера искусства, устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей – старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

С 1861 по 1866 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание классного художника первой степени и золотую медаль имени Виже-Лебрен за экспрессию.

Жил в Москве. В 1867 совместно с В.Г. Перовым, И.М. Прянишниковым, П.М. Шмельковым, А.К. Саврасовым, В.В. Пукиревым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни». В том же году создал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина. В 1871 экспонировал свои работы на Первой выставке ТПХВ. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а в 1874 году был избран членом правления. Многие картины с выставок ТПХВ, в том числе «Игра в бабки», «Любители соловьев», «Посещение бедных», «Ожидание», «Крах банка», «На бульваре» и другие, купил в свое собрание П. М. Третьяков.
В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был удостоен звания  академика Императорской Академии художеств. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

В первой половине 1870-х имел собственную литографскую мастерскую. Много работал в области книжной графики, иллюстрировал сочинения И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. В 1872 по заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии выполнил цикл работ маслом по картону, которые впоследствии были изданы в составе альбома «Эпизоды Севастопольской жизни. 1854–1855 года». В 1874 путешествовал по Европе, посетил Германию, Францию, Италию, Англию. В 1880-х неоднократно бывал на Украине, жил в имении Масловых в Орловской губернии. В 1870-х участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве, в 1888–1889 создал эскизы росписей для храма на станции Борки под Харьковом, на месте крушения царского поезда. С 1884 осваивал технику офорта под руководством Л. М. Жемчужникова. В 1885 на Всемирной выставке в Антверпене получил высшую почетную награду.

С 1882 по 1894 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. В 1894 переехал в Петербург, где был назначен руководителем мастерской жанровой живописи в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, в 1894–1896 занимал также должность ректора Училища. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Активно участвовал в общественной деятельности: входил в наблюдательный совет, ведающий педагогическими курсами при ИАХ; участвовал в комиссии по составлению новых проектов устава Казанской художественной школы и Пензенского художественного училища им. Н. Д. Селиверстова, состоял в комиссии по покупке картин с выставок в Петербурге для Русского музея и музеев провинции. В 1909 стал одним из основателей Общества Куинджи.

В 1902 в Петербурге состоялась первая персональная выставке мастера (совместно с Е. Е. Волковым).
Владимир Егорович Маковский умер 21 февраля 1920 года и был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Владимир Маковский – один из ведущих мастеров жанровой живописи второй половины XIX века. В своем творчестве он выступал продолжателем традиций критического реализма, заложенных П.А. Федотовым и В.Г. Перовым. В произведениях Маковского обличительная интонация часто соседствовала с мягким юмором, интересом к повседневной жизни во всем ее многообразии. Художник чутко реагировал на исторические и общественные события, будь то громкие судебные процессы 1870-х – «Процесс ста девяносто трех» в Петербурге и «Процесс пятидесяти» в Москве, банкротства и закрытия банков, прокатившиеся по стране в конце 1870-х – 1880-х, трагедия на Ходынском поле в 1901, революции 1905 и 1917. Ярко выразил себя в жанре портрета.

Творческое наследие Владимира Маковского чрезвычайно велико – свыше четырехсот картин, множество рисунков, литографий, офортов. Произведения художника украшают музейные и частные собрания, в том числе коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина.