Клодт Михаил Константинович

Михаил Константинович Клодт (барон фон Юргенсбург) (1832–1902). Русский живописец.

Родился в Петербурге в художественно одаренной семье. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших русских скульпторов. Первоначально рисунку обучался в Горном кадетском корпусе у Ивана Трофимовича Хруцкого, который и раскрыл в нем талант художника. Учился в Императорской Академии художеств (1851–1858). Закончил обучение в Академии по классу пейзажиста М.Н. Воробьева, получил золотою медаль второй степени за картину "Вид на острове Валааме" и золотую медаль первой степени за картину "Вид в имении Загезаль близ Риги". За эти заслуги был направлен на три года пенсионером в Швейцарию и Францию.

В 1858–1860 посетил Германию, Швейцарию и Францию, где совместно с М.П. Клодтом, Л.Ф. Лагорио и А.П. Боголюбовым много работал в Бретани и Нормандии. В январе 1861 года возвращается в Россию и отправляется в путешествие по центральным и западным областям России. В 1862 году удостоен звания академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид в долине реки Аа". В 1864 году М.К. Клодт удостаивается  звания профессора за картину "Вид в Орловской губернии". В 1870 году становится членом-учредителем Товарищества передвижных выставок. В 1873–1886 годах работает профессором-руководителем пейзажного класса в Академии художеств. 

Автор реалистических пейзажей русской деревни. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпический пейзаж. Для произведений М.К. Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием человека. В числе излюбленных мотивов М.К. Клодта – тихие летние вечера, закаты над гладью озер и маленьких заросших речек. Подобные работы экспонировались на выставках ТПХВ.

Свои лучшие произведения М.К. Клодт создал в 1870-х годах, в расцвете лет и сил. Тогда на его творчество заметное влияние оказал пейзажист И.И. Шишкин, который, кстати сказать, родился в один год с Клодтом, прожил примерно столько же лет и имел такую же непреодолимую тягу к родной земле. Оба художника постоянно путешествовали по России, много времени проводили в наблюдениях за переменчивой матушкой-природой и потому хорошо знали все ее тайны. Это помогло обоим перейти к эпическому пейзажу, воспевающему все величие, всю мощь и красоту природы.

М.К. Клодт пошел дальше и стал первым, кто добавил к эпическому пейзажу и конкретный сюжет. Это соединение поистине производило впечатление на зрителей в его холстах «Большая дорога осенью», «На пашне» или «Лесная даль в полдень». Обыденные сцены езды на телегах, в повозках, работы в поле на фоне завораживающего пейзажа заставляли совершенно по-новому смотреть на жизнь.
В 1879 году М.К. Клодт уходит из Товарищества передвижников в результате конфликта с А.И. Куинджи и Н.А. Ярошенко.  После этого события творчество художника постепенно пошло на спад, в том числе из-за развивавшейся болезни глаз. В 1894 году М.К. Клодт был окончательно уволен из Академии. О последних годах его жизни практически ничего не известно.

Произведения художника представлены в крупнейших музейных собраниях России, Украины, Беларуси.